ООО "Фасто" +7 (812) 309 75 86
info@fastologistic.ru skype: fastoinfo 
Санкт-Петербург, пр. Медиков, дом 9

Конец таможенного эксклюзива в Торфяновке

Федеральная таможенная служба все-таки планирует ввести откладывающийся несколько раз запрет перевозки через таможенный пост Торфяновка, что под Выборгом, грузов с использованием книжки МДП (TIR). Причиной этого является недовольство российской стороны деятельностью гарантийной организации, которая управляется из Женевы.

Сейчас единственное направление, по которому еще можно доставлять грузы с книжкой МДП – это финляндско-российская граница и причиной тому – огромная загруженность таможенного поста. По словам экспертов через Торфяновку ежедневно следует 300-400 грузовиков в Россию и до 150 – в Финляндию. И большинство этих машин оформляется по книжкам МДП (Carnet TIR), освобождающим перевозчика от предоставления гарантий оплаты таможенных сборов и пошлин и даже, как правило, от предъявления на промежуточных таможнях груза к досмотру. Такой международный документ, ощутимо упрощающий транзитную транспортировку грузов, обеспечен гарантией АСМАП (Ассоциации международных автомобильных перевозок). Именно она из собственного фонта должна выплачивать компенсации недополученных таможенных пошлин.

Однако гарантийные обязательства, по уверениям Российской таможни, не выполняются должным образом: ФТС заявляет о долге по таможенным налогам в размере более 21 млрд. рублей.

Комментируя ситуацию, анонимный представитель финского консульства в Санкт-Петербурге подтвердил информацию о запрете. Он рассказал, что 70-80% грузовиков, проходящих через МАПП «Ваалимаа - Торфяновка», пользовались обеспечением книжки МДП. Как правило, это были российские фуры, везущие транзитный груз из порта «Котка-Хамина» и доставляющие в Россию экспортные финские товары.
Данный таможенный пост сейчас самый популярный для грузовых машин: границу здесь пересекают 45% всех грузовиков (для сравнения, через посты «Иматра - Светогорск» и «Нуйямаа - Брусничное» - около 40% в сумме). Впрочем, после отмены книжек МДП эти два МАПП станут более используемыми, хоть это и удлинит путь от Котки до СПб. Однако их ресурсы и пропускная способность ниже, чем в Торфяновке, особенно в связи с ведущимися сейчас работами по реконструкции и расширению.

Но российская ФТС все-таки хочет избавиться от всей системы МДП и прекратить сотрудничество с АСМАП. После расторжения соглашения, намеченного на 01.07.2014, судьба грузоперевозок с книжкой МДП представляется неизвестной и довольно печальной. Также пока неизвестно, возьмется ли какая-то организация за выполнение функций гарантийного объединения.
Возможно, для ФТС России хорошей идеей станет создание некоей национальной либо действующей в рамках Евразийского экономического сообщества на территории ТС системы, предоставляющей обеспечение таможенного транзита.